Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспитатели

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня!»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы -  физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Однако, как показывают исследования - анкетирование, опросы, беседы, в современных социальных условиях, воспитательные функции родителей существенно ослаблены.

С чем это связано?

родители не достаточно компетентны в вопросах воспитания, незная  особенностей физического и психического развития ребенка, не учитывают его индивидуальных особенностей;

не желание родителей  нести ответственность за воспитание  своих детей, к категории риска относятся (несовершеннолетние родители, матери - одиночки, неполные семьи, родители, ведущие аморальный образ жизни родителей);

занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля над поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию;

постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты,

 возрастание количества разводов.

материальное положение семей оказывает влияние  на использование свободного времени, способы проведения семейного отдыха, досуга;

категория родителей инвалидов, которые в силу ограниченных возможностей, не могут принимать полноценное участие в воспитании детей.

 Эти обстоятельства диктуют необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Над проблемой взаимодействия ДОУ  и семьи я начала задумываться с первых дней работы воспитателем.

Изучив научную и методическую литературу по данному направлению, я решила традиционные формы взаимодействия сочетать с нетрадиционными.

Выбирая  наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями, я нацелена на диалог, на совместный поиск решения возникающих проблем.

 

Организуя работу с родителями,    использую проверенные на практике и  временем такие формы взаимодействия, как:

 

беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная агитация, конкурсы, родительская почта, совместное создание предметно-развивающей среды, занятия с участием родителей, посещение семей;

выставки детских работ  « Осенняя фантазия», « Чудеса из бумаги», «Новогодняя игрушка», изготовленные вместе с родителями;

совместные праздники и досуги «День Матери»

экологические акции « Покормим птиц», «Книжкина неделя», «День Земли, «Дни  Здоровья», « День открытых дверей».

семейный клуб для молодых родителей «Ладушки», молодые родители могут задать волнующие   вопросы и получить квалифицированную помощь, узнают для чего и как можно организовать игры и занятия с детьми.

ü впуск газеты «Чем живёт детский сад «Ладушки», эта форма помогает не только пропагандировать педагогические знания среди родителей, но и поднимать престиж детского сада.

 

Знакомство с детским садом родителей начинается ещё до поступления ребёнка детский сад, чтобы сблизиться с родителями и детьми, организовала  праздник «Здравствуй детский сад», в котором дети и родители могут принять участие, познакомиться с группой, поиграть, задать вопросы. Как правило, такие встречи проводятся с родителями младших групп. Приглашается психолог.

При поступлении ребенка в ДОУ составляю более подробный социологический портрет семьи.

А вот родительские собрания, как показал опыт работы и наблюдения, менее эффективны, часто они носят поучительный, назидательный характер, родители не являются активными участниками, количество посещающих 6 – 8 человек.

Как правило, наиболее эффективны, если проводятся в форме: «круглого стола»; «семейного вечера»; встречи в семейном клубе или включают викторины; КВН; игры, кроссворды.  

В последнее время популярностью стала пользоваться такая форма работы, как проектный метод.

Проекты бывают краткосрочные, (1-3 занятия), средней продолжительности и долгосрочными по характеру они делятся:

исследовательские, творческие информационные, игровые, комплексные.

Один из таких проектов был разработан в нашем дошкольном учреждении.

За основу была взята тема:

История и  традиции моей семьи

Я думаю, что выбранное направление перспективно, воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты.

Краткосрочный проект

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня!»

Актуальность

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями.

Это ведет к потере традиций, элементов культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Цель проекта вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья»

Задачи

1.Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

2.Развитие интереса к истории своей семьи; семейным традициям;

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, объединение коллектива группы, сплочение семей;

4.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников;

5.Изучение семей детей подготовительной группы;

6.Усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов мероприятий, участников, что  было сделано.

                                         Этапы реализации проекта

1 -  этап

Подготовительный  

Цель:  Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о семейных традициях

1.Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские традиции?»

2.Беседа, рассматривание иллюстраций.

2- этап 

Реализация проекта

Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными   традициями, через разные формы работы.

1.Занятия с детьми на темы:

« Традиция гостеприимства на Руси»;

«Моя семья»;

«Кем я могу гордиться в моей семье»;

«Семейные праздники и традиции»;

2.Чтение худ.  литературы ( сказки, былины, рассказы, стихи, пословицы,  поговорки, загадки)

3.На занятиях по изобразительной деятельности предложила  детям нарисовать членов своей семьи на тему:

 «Праздник в нашей семье»;

« Мама, папа, я -  дружная семья!»

 «Папа и я – лучшие друзья».

4. Консультации для родителей на темы:

 Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями

Провела консультации, оформила тематические выставки на темы:

 «Народные праздники»

 «День рождения – только раз в году»

 «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»

«Герб моей семьи».

5. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

6. Изготовление каждой семье « Семейного герба»

7.  Фотовыставка «Я и моя семья».

8.  Аудиозапись

 

3 этап   Итоговый

Конечную цель проекта  - семейный праздник

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня

Участники проекта: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ, повар, медсестра.

ü Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.

 

ü На пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители и педагоги, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются. Проведено анкетирование родителей, по результатам анкетирования

      35% - имеют представления об истории своей семьи  и ее традициях;

      45%- не знают истории своей семьи и ее традиции, но хотели бы знать;

15% - знают историю своей семьи и ее традиции, есть семейная традиция;

5%  - не задумывались над этим вопросом.

ü Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем  ДОУ, каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи.

 

ü Родителям было  предложено вместе с детьми  придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.

 

ü Заботится о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому мы предложили принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.

ü Совместно воспитатели и дети подготовили театрализованное представление:

« Про семью,  про дружную -  всем такую нужную».

В стихотворной форме дети рассказали о семейных традиция и на Руси, как почитали и уважали старших, как распределены обязанности между члена большой семьи.

Кульминацией  проекта будет  семейный праздник

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня!»,

Праздник был итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении.

На празднике мы провели  следующие конкурсы:

Ход

Мой звоночек звенит - заливается,
 И семья вся вокруг собирается,
 Мой звоночек звенит и звенит,
 И семья вся собраться спешит

Остановка 1 « Поэтическая»

Стихи и загадки о семье

Читают дети

Остановка 2

Пословицы и поговорки о семье, о совместном труде (называют родители)

Дело мастера боится

Какие труды, такие и плоды

Остановка 3  «Насколько вы знаете своего ребенка?»

Остановка 4 « Самый, самый» (Хвалилки)

Остановка 5 «Музыкальная»

Родители и дети называют песни о семье, дружбе

Совместное исполнение песни « Вместе весело шагать»

Остановка 6 «Творческая»

 «Герб моей семьи» - домашнее задание

Ничто так не укрепляет семейные узы как фамильный герб – символ особой ответственности не только за свое будущее, за будущее своих близких и детей, но и за будущее всего рода переходя из поколения в поколение, становиться родовым символом.

Остановка 7 «Театральная»

Театральное представление с участием детей

«Про семью, про дружную, всем такую нужную»

Остановка 8  «Домашние задание»

Презентация-дегустация домашней выпечки.
Из  далеких времен пришла к нам традиция  гостеприимства, собираться за столом со сладкими порогами, блинами, за чашкой ароматного чая.

Остановка 9 «Награждение»

Награждаются семьи почетными грамотами за активное сотрудничество с детским садом

Совместное чаепитие

Конкретные ожидаемые результаты.

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

ü прошлое своей семьи;

ü могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной,

ü пополнят словарный запас;

ü приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

ü научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

ü у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

ü приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

ü укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;

ü у них будет развито чувство гордости за свою семью;

ü будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

ü научатся хранить и чтить свои семейные традиции;  

ü знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

ü научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

ü расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

ü пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

ü разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

ü пополнят словарный запас детей;

ü будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

ü создадут копилку народных и семейных праздников;

ü будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

Оценка результатов

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

А для этого нужно выстраивать отношения взаимосотрудничества и взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная взаимосвязь.

 

 

Категория: Воспитатели | Добавил: Svlog (19.06.2012)
Просмотров: 5026 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]