Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспитатели

Нравственное воспитание через ознакомление с народной культурой

                 «Нравственное воспитание через ознакомление с народной культурой»

                                                (сообщение из опыта работы)

                                                Воспитатель Колесниченко Н. Н.

                                                           1 кв. категория

 

В настоящее время общество переживает не простые изменения. Особенно важно какими вырастут наши дети. Дети – будущее нашего общества.

     Сегодня материальные ценности доминируют над моральными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование личности начинается в дошкольном возрасте.В дошкольном возрасте закладываются нравственные качества личности.

Ребенок общаясь со взрослыми, подражает им, перенимает их поведение отношение к тем или иным поступкам. А чтобы этот процесс был целенаправленным, в своей работе использую художественную литературу. Потому, что искусство, литература - источник человеческих                ( нравственных, интеллектуальных, эстетических) чувств.

Ребенок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Дети любят сказки, рассказы и вместе с героями проживают те или иные моменты сюжета, оценивают их поступки, поведение. 

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа являются произведения устного народного творчества.

   В своей работе мы стремимся использовать произведения народного фольклора в формировании нравственных качеств  личности детей. Фольклор – это народная мудрость. И очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа. Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Заклички - обращение к явлениямприроды (солнышку, ветру, дождю, радуге).Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре.Скороговорки и чистоговорки незаметно обучающие детей правильной и чистой речью.Дразнилки - веселые, шутливые, короткие и легко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка   в особенностях его поведения.

Потешка - всегда веселая, радостная в эмоциональном отношении. Эти эмоции всегда положительны. Тексты потешек заключают в себе элементарные  правила поведения среди ближайших ребенку людей. Основа этих правил - любовь и доброжелательность среди близких людей, их забота друг о друге, чувство защищенности среди них. Эти правила не объяснялись ребенку, не давались ему в виде назидания, требования, но передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ним, в процессе игры. Элементарные нравственные уроки, воплощенные в текстах потешек, облечены в яркие и доступные ребенку образы. Так, например, пальчики превращаются в дружную семейку, где у каждого обнаруживаются свои обязанности («этот пальчик в лес ходил, этот пальчик суп варил...»), а все вместе делают  общее дело.

В потешках и песенках оживают явления природы, а животные ведут себя, как  люди («Ночь пришла, темноту принесла», «Солнышко - ведрышко», сорока - белобока кашку варит-деток кормит; пошёл котик на Торжок. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собака не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.

В период привыкания к новой обстановке в детском саду ребёнок скучает по дому, по маме.  Приходит на помощь потешка, которая помогаетустановить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию  к воспитателю.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька -хороший!

Сашенька - пригожий!

 В этом случае каприз поможет потешка:

Бедный Федотка - сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Толя Оля, да Саша, да Маша,

Для воспитания норм поведениястараюсь упражнять детей в положительных поступках. Например, если ребенок ушибся и хныкает, поясняю словами его состояния: «Ему больно, он сильно ушибся» привлекаю других к проявлению сочувствия. Можно приговаривать:

У сороки не боли,

У вороны не боли,

И у киски не боли,

У собачки не боли,

А у Димы заживи.

В своей работе важно, чтобы дети приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности и внимания. Они непоседливы - им хочется бегать и прыгать, а когда накапливается усталость, начинают возникать конфликты. В этом случае на помощь приходит:

Петушки распетушились.

Но подраться не решились....

Если ребенок рассержен - обидел другого, ломает постройки других детей, отнимает игрушки можно взять драчливые ручки в свои и приговаривать:

Не сердитесь, ручки,

Не деритесь, ручки,

Вы играли, вы устали,

Не сердитесь ручки...

Под потешки дети с удовольствием умываются: Водичка, водичка,

Умой мое личико    

Расчесывание. Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька , до пят-

Все волосоньки в ряд....

Не все дети любят молоко, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то коза - рогатая забодает тех, кто кашу не ест, молоко не пьет.

Перед сном можно спеть колыбельную. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает и снимает напряжение.

Котенька - коток,

Котя - серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Мово Лешеньку качать....

В потешках, в которых имеются   звукоподрожание голосам животным и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Устное творчество народа - это не только древнейшее и богатейшее искусство человечества - это великая народная культура, впитавшая в себя весь исторический опыт

народа. Сила фольклора, как средство нравственного воспитания в семье и обществе и заключается в том, что произведения фольклора своим содержанием учат детей различать добро и зло, а также поведению детей «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это дурно». Детей учат давать ответы на главные вопросы о том, что будет, если ты в своей жизни совершать лишь добрые дела по отношению к людям, животным, растениям? И что может случится с тобой, если ты причинишь зло людям, животным, земле?

 

 

Категория: Воспитатели | Добавил: Lana (18.09.2015)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]