«Нравственное воспитание через ознакомление с народной культурой»
(сообщение из опыта работы)
Воспитатель Колесниченко Н. Н.
1 кв. категория
В настоящее время общество переживает не простые изменения. Особенно важно какими вырастут наши дети. Дети – будущее нашего общества.
Сегодня материальные ценности доминируют над моральными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование личности начинается в дошкольном возрасте.В дошкольном возрасте закладываются нравственные качества личности.
Ребенок общаясь со взрослыми, подражает им, перенимает их поведение отношение к тем или иным поступкам. А чтобы этот процесс был целенаправленным, в своей работе использую художественную литературу. Потому, что искусство, литература - источник человеческих ( нравственных, интеллектуальных, эстетических) чувств.
Ребенок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Дети любят сказки, рассказы и вместе с героями проживают те или иные моменты сюжета, оценивают их поступки, поведение.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа являются произведения устного народного творчества.
В своей работе мы стремимся использовать произведения народного фольклора в формировании нравственных качеств личности детей. Фольклор – это народная мудрость. И очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа. Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Заклички - обращение к явлениямприроды (солнышку, ветру, дождю, радуге).Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре.Скороговорки и чистоговорки незаметно обучающие детей правильной и чистой речью.Дразнилки - веселые, шутливые, короткие и легко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка в особенностях его поведения.
Потешка - всегда веселая, радостная в эмоциональном отношении. Эти эмоции всегда положительны. Тексты потешек заключают в себе элементарные правила поведения среди ближайших ребенку людей. Основа этих правил - любовь и доброжелательность среди близких людей, их забота друг о друге, чувство защищенности среди них. Эти правила не объяснялись ребенку, не давались ему в виде назидания, требования, но передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ним, в процессе игры. Элементарные нравственные уроки, воплощенные в текстах потешек, облечены в яркие и доступные ребенку образы. Так, например, пальчики превращаются в дружную семейку, где у каждого обнаруживаются свои обязанности («этот пальчик в лес ходил, этот пальчик суп варил...»), а все вместе делают общее дело.
В потешках и песенках оживают явления природы, а животные ведут себя, как люди («Ночь пришла, темноту принесла», «Солнышко - ведрышко», сорока - белобока кашку варит-деток кормит; пошёл котик на Торжок. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собака не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.
В период привыкания к новой обстановке в детском саду ребёнок скучает по дому, по маме. Приходит на помощь потешка, которая помогаетустановить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька -хороший!
Сашенька - пригожий!
В этом случае каприз поможет потешка:
Бедный Федотка - сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Толя Оля, да Саша, да Маша,
Для воспитания норм поведениястараюсь упражнять детей в положительных поступках. Например, если ребенок ушибся и хныкает, поясняю словами его состояния: «Ему больно, он сильно ушибся» привлекаю других к проявлению сочувствия. Можно приговаривать:
У сороки не боли,
У вороны не боли,
И у киски не боли,
У собачки не боли,
А у Димы заживи.
В своей работе важно, чтобы дети приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности и внимания. Они непоседливы - им хочется бегать и прыгать, а когда накапливается усталость, начинают возникать конфликты. В этом случае на помощь приходит:
Петушки распетушились.
Но подраться не решились....
Если ребенок рассержен - обидел другого, ломает постройки других детей, отнимает игрушки можно взять драчливые ручки в свои и приговаривать:
Не сердитесь, ручки,
Не деритесь, ручки,
Вы играли, вы устали,
Не сердитесь ручки...
Под потешки дети с удовольствием умываются: Водичка, водичка,
Умой мое личико
Расчесывание. Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька , до пят-
Все волосоньки в ряд....
Не все дети любят молоко, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то коза - рогатая забодает тех, кто кашу не ест, молоко не пьет.
Перед сном можно спеть колыбельную. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает и снимает напряжение.
Котенька - коток,
Котя - серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мово Лешеньку качать....
В потешках, в которых имеются звукоподрожание голосам животным и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.
Устное творчество народа - это не только древнейшее и богатейшее искусство человечества - это великая народная культура, впитавшая в себя весь исторический опыт
народа. Сила фольклора, как средство нравственного воспитания в семье и обществе и заключается в том, что произведения фольклора своим содержанием учат детей различать добро и зло, а также поведению детей «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это дурно». Детей учат давать ответы на главные вопросы о том, что будет, если ты в своей жизни совершать лишь добрые дела по отношению к людям, животным, растениям? И что может случится с тобой, если ты причинишь зло людям, животным, земле?
|