Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспитатели

Особенности наблюдений за сезонными изменениями в младшей и средней группе детского сада

Особенности наблюдений  за сезонными изменениями в младшей и средней группе детского сада

                                                                                            Опыт работы

воспитатель Савкина Т. И.

 

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется наблюдению за сезонными изменениями в природе.  Организуемые наблюдения позволяют дать детям представления об изменениях, происходящих в природе; жизни животных, растений в зависимости от времени года.

Следует отметить, что наблюдения позволяют обогатить знания детей, дать представление о взаимосвязях в природе, воспитывать любовь к природе и ее красоте.

На территории нашего детского сада имеются зеленые насаждения, разные породы  деревьев, кустарников,разбитые и ухоженные цветники, а так же огород, сад ифитоогород. Здание детского сада расположено в середине парка, не далеко от р.Северки и пруда.Все эти условия позволяют наблюдать разное состояние природы в непосредственном общении с ней.

 Вместе с детьми младшего возраста мы рассматриваем и наблюдаем за  растениями  в уголке природы, постепенно привлекаем  малышей к совместным действиям по уходу за растениями(полить растение, удалить пыль с крупных листьев). Осенью на прогулке мы наблюдаем за деревьями и кустарниками, обращаем внимание на то, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки), и чем строение дерева  отличается от строения кустарников. Наблюдая за растениями, мы видим, что цветы высыхают, трава желтеет, а листья меняют свой окрас,становятся красными и желтыми, а затем совсем опадают. Сравниваем листья с разных деревьев. Так же, мы учимся запоминать названия деревьев, растущих на территории нашего детского сада (береза, ель, клен).  Проводим дид. игры  «найди такой же листок»,  «Покажи березу».

В своей работе с детьми я использую  метод проектов. Например проект  «Что нам осень подарила» позволяет знакомить детей с осенью в разных видах деятельности.

 Осенью мы наблюдаем за изменениями, происходящими с деревьями: мы выходим в сад, где созревают плоды на фруктовых деревьях, а на огороде - овощи.

Зимой я продолжаю знакомить детей с характерными особенностями; солнце светит редко, холодно, идет снег, укрывая деревья и землю, дует холодный ветер. На прогулках мы изучаем свойства снега (белый, холодный,  легкий, в тепле тает)

 Я использую  различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: например снять варежки, ощутить холод. Объясняю  детям, что  растениям тоже холодно, и чтобы они дождались тепла, нужно деревья укрывать снегом.

Детям очень нравится кормить птиц зимой,  и мы  выносим корм для них (белый хлеб, семечки, зерно). Наблюдая за птицами, мы видим, что корм им нравится, следим, чтобы он всегда был в кормушке. На   снегу мы обращаем внимание  на следы животных, учимся различать их. Ежегодно в нашем саду проводится акция «покормим птиц зимой»:  родители и дети изготавливают кормушки для птиц и  приносят корм.

Наблюдение мы сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры, ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.

 С приходом весны наблюдаем за растениями: всегда радостно встречаем появление первой зеленой травки, бережем ее, не наступаем, радуемся ей. Замечаем,  как из почек на ветках появляются первые листочки. Запоминаем название деревьев и кустарников (сирень, шиповник). Каждый раз вместе с детьми отмечаем, где еще расцвел одуванчик, вспоминаем стихи о нем (Е Серова, З Александрова). Учимся беречь природу.

С приходом теплых дней видим появление  насекомых (жука, муравья, бабочек). Объясняю детям,  что насекомые все живые и  обращаю внимание на то,  какую пользу они приносят (комары, мухи — корм для птиц). Тем самым я даюэлементарные представления о взаимосвязях в природе.

Ежедневные прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес. Наши дети  очень  любознательны, у них появляется много вопросов о явлениях природы; они  замечают все новое, делятся своими впечатлениями. У них появляется бережное отношение к природе и ко всему живому.

С переходом  в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений, навыков, воспитание бережного отношения к природе.

Детей среднего возраста следует побуждать  делать элементарные выводы,  делиться полученными впечатлениями  от общения с природой. Им  уже можно дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.

 Осенью, наблюдая за изменениями в природе (похолодало, небо стало серым, часто идет дождь), расширяя словарный запас (листопад, золотой, багряный) побуждаем детей видеть красоту осенней природы. На прогулках  наблюдаем за ветром, используя ленточки, вертушки. Таким образом, я подвожу детей к пониманию того, что чем сильнее ветер, тем быстрее движение вертушки.

Каждую осень в нашем д. саду проходит выставка из природного материала, в которой принимают участие дети совместно с родителями.

Зимой продолжаем наблюдать за птицами, прилетающими на участок. Дети учатся узнавать снегиря, мыучим стихотворение А. Прокофьева «Снегири».  На прогулке обращаем внимание ребят на красоту зимней природы. При каждом удобном случае наблюдаем за метелью, снегопадом, ветром. В процессе лепки снежных построек продолжаю знакомить детей со свойствами снега. Огромную роль играет исследовательская и экспериментальная деятельность: например мы  заносим  снег в помещение, наливаем воду в формочки, выносим на улицу.  Дети самостоятельно отвечают на вопросы:  что стало? почему?

С приходом весны  обращаю внимание на изменения, происходящие на участке детского сада: раньше  было холодно, шел снег теперь с каждым днем становится теплее  и идет дождь,  солнце светит чаще и ярче, снег начинает таять, становится рыхлым.  Мы весело встречаем первые весенние ручейки, сравниваем их с лужами. Рассматривая сосульки, отмечаем, что их много на солнечной стороне.  Учу замечать  детей, как становится красиво с появлением первой травы и первых весенних цветов - тюльпанов. Наблюдаем как на деревьях и кустах  появляются почки, а за тем  и первые нежные листочки.

Дети с удовольствием  выполняют поручения по уходу за растениями и  получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Показываю и объясняю, что  растения питаются через корень, знакомлю с необходимостью рыхления. Так же дети овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. Так,  например, с детьми средней группы мы сажаем лук, с детьми младшего возраста - горох. В процессе наблюдений и ухода за растениями  у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе.  Основным методом ознакомления детей с природой остается метод наблюдения, которыйвоплощается на ежедневных и целевых прогулках. В средней группе проводятся экскурсии, походы в парк, на огород, в сад.

Я широко использую трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаю  детей. Так, уборку участка, посадку растений я выполняю с подгруппой, а для других работ даю   индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело.  Знания и впечатления, полученные при наблюдениях, отражаются в играх, продуктивной деятельности.

Литература:

Евстратова Л.А. — «Воспитание у детей бережного отношения к природе». – М.,2003г.

МумладзеЦ. «Наблюдения в природе»//Дошкольное воспитание, – №12 2005г.

Соломенникова О. А.  «Экологическое воспитание в детском саду» – М.,Мозайка – синтез, 2006 г.

Соломенникова О.А. – «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе. – М., Мозаика – Синтез, 2006г.

«Формирование начал экологической культуры» под ред. С.Н. Николаева. – М.,Мозаика-Синтез 1998г.

 

 

 

Категория: Воспитатели | Добавил: Lana (23.12.2014)
Просмотров: 2045 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]