Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Педагог - психолог

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНИК, ПОМОГАЮЩИХ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНИК,

ПОМОГАЮЩИХ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

А.В.Михайлова, педагог-психолог

 

Ключевые слова: родительское собрание; тревожность; напряженность; стереотипы восприятия; конструктивное взаимодействие; игровая техника; игра-разминка; игра на разогрев, игровое упражнение.

 

Согласно исследованиям М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко, «родительское собрание – это особая форма работы психолога, которая значительно расширяет диапазон его возможностей» [5].

За последнее пятилетие широкое распространение в ДОУ получили инновационные формы проведения  родительских собраний. Однако, не следует заблуждаться, что родительское собрание возможно полноценно заменить другим мероприятием. Родительское собрание не является тренингом как таковым, практикумом, лекторием и, уж тем более, это не круглый стол и не общество взаимной поддержки [5]. Хотя, на наш взгляд, привнесение разнообразия в форму его проведения, использование игровых приемов и техник не только вполне допустимо, но и целесообразно.

По сути своей родительское собрание является кратковременной встречей родителей, педагогов, психолога, администрации с целью решения организационных вопросов и получения информации о ребенке.

Существуют стереотипы восприятия родительского собрания. Это традиционное мероприятие можно охарактеризовать словами «обязательное», «принудительное», «формальное». Таким его, как правило,  представляют себе родители.

Перспектива предстоящей оценки и огласки успешности ребенка усиливает тревожность родителя. В ситуации, когда родительское собрание проходит в сельском поселении, где многие родители друг друга хорошо знают, общаются, работают вместе, состояние страха и возбуждения может усугубляться. Группа родителей, кроме того, может иметь значительные расхождения по социальному статусу, по возрасту.  Сами родители отмечают, что им «стыдно», «тревожно», «некомфортно», «плохо» от одной мысли, что предстоит пойти на собрание.

Задача педагога-психолога – наладить конструктивное взаимодействие с родителями, получить обратную связь, дать групповую консультацию. Существует ряд приемов и техник, которые, на наш взгляд, могут быть использованы педагогом-психологом ДОУ с целью снятия тревожности, напряженности, которые совершенно естественно возникают у родителей в начале собрания.

Особого внимания заслуживают игровые техники. Во время вводной части собрания целесообразно использовать игры-разминки, игры на разогрев.

Например, игра «Солнце светит на того, кто…» Психолог предлагает поучаствовать в игре, он сначала сам садится на стул спиной к остальным участникам. «Водящий» говорит фразу: «Солнце светит на того, кто… (например) не очень любит ходить на собрания!» Тот из участников, кто тоже их не любит, должен поменяться с водящим, произнося громко: «Я не люблю собрания!» и так далее. Примеров для начала фраз может быть бесконечное множество: «…кто любит делать зарядку с детьми с утра», «…кто не соблюдает режим дня», «…кто любит купать детей» и т.д.

Игровое упражнение «Фраза по кругу» [6]. Ведущий произносит фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники по кругу повторяют фразу по очереди, но с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (1-2) победителей.

Игра-разминка «Карманы» [6] обычно вызывает положительный отклик у родителей. Ведущий ставит участников в круг. Просит закрыть глаза и говорит:   «Расслабьтесь и представьте, что вы одеты в джинсовый костюм... Представили? В костюме много карманов: в брюках - по бокам, сзади; в курточке - по бокам, нагрудный карман, потайной карман внутри…

У вас в руках телефон. В какой карман его положите? Представьте, что его положили… У вас в руках крупная сумма денег. В какой карман их положите? Представьте, что положили их…  У вас в руках сувенир, который подарил ваш ребенок. Представьте этот сувенир. В какой карман его положите? Представьте, что положили...» и т.д.

Ведущий просит участников открыть глаза, все садятся по местам, проходит обсуждение:

  1. Кто хочет рассказать, как он представил, куда складывал вещи? 
  2. Как вы думаете, имеется ли какой-нибудь символический смысл в том, в какой именно карман кладется вещь? Почему?
  3. А что для вас символизирует телефон? деньги? сувенир?

Заслуживает внимания игра «Шапка вопросов». Каждый участник бросает в «шапку» две записки, на каждой из которых им был записан свой тип вопроса:

  1. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать.
  2. Вопрос по выяснению другого мнения и сравнению его со своим.

Смысл задания заключается в постановке участника в две разные позиции: а) не знающего, б) советующегося. Отвечают на вопросы все участники. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Рекомендуем также такие игровые упражнения, как «Снежный ком», «Экстрасенс», «В детстве я хотел быть», «Мы похожи», «Моя минута» и другие.

В заключение отметим, что применение игровых техник позволяет не только наладить контакт с родителями, но и настроить участников на конструктивное взаимодействие, создать атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности, сделать родителей активными союзниками.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. – М.: Центр народного образования, 2014. - 144 с.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 128 с.
  3. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Изд-во Срипторий 2003», 2009. – 72 с.
  4. Савельева Н.Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов-наДону: Феникс, 2005. – 567 с.
  5. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Родительское собрание как форма работы психолога. / Вестник практической психологии образования, №4 (17) 2008 г., с.101-106
  6. http://azps.ru/training/razminka

 

Категория: Педагог - психолог | Добавил: Lana (02.06.2015)
Просмотров: 2554 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]