Проект: « Елочка - зеленая иголочка»
(Средне - старшая группа)
Воспитатель Жукова Вера Дмитриевна
Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средне – стершей группы и их родители.
Проблема: « Почему у елки круглый год зеленые иголки?»
Вид проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации с 1 ноября по 31 декабря
Проблема: формирование экологического сознания на основе познавательной деятельности детей (объект исследования ель).
Цель: развивать любознательность, познавательные способности, творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи. 1. Систематизировать знания детей о хвойном дереве – ели.
Научить детей наблюдательности.
2.Развивать познавательные процессы: память, мышление, речь, восприятие, воображение.
3. Отражать свои впечатления в различных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепке).
4. Развивать желание сохранять красоту природы, бережно относиться к ней.
5.Формиование нравственного отношения детей к природе.
6.Формирование навыков коммуникативного общения.
7. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков:
1) выявить проблему;
2) самостоятельно искать нужное решение;
Самостоятельно анализировать полученные результаты.
Методические обеспечения.
О.А. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений».
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
Т.С.Шарыгина «Деревья. Какие они?»
Этапы проведения и реализации проекта.
1-этап:
информационно – исследовательский;
- сбор и анализ литературы;
- определение задач, методов и форм работы;
- разработка тем наблюдений, конспектов занятий.
2 – этап:
организационно практический;
- наблюдение на прогулке;
- художественное слово;
- разучивание песен;
- дидактические игры;
- наглядность;
- занятия;
- практическая деятельность по рисованию, аппликации, лепке.
3 – этап: заключительный;
- оформление плакатов;
- новогодний праздник с искусственной елью.
Содержание проектной деятельности
Т Тема
|
Формы, методы приёма
|
Цель
|
Участники
|
«Как узнать ель?»
|
Наблюдение на прогулке
|
Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.
|
Воспитатель
дети
|
«Какие у ели иголки»
|
Наблюдение на прогулке
|
Цель. Провести наблюдение, чтобы все дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают если дотрагиваться.
|
Воспитатель
дети
|
С. Михалков
«Ёлочка»
|
Чтение сказки
|
Цель. Развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочки.
|
Воспитатель дети
|
Изготовление самодельной книжки по сказке С.Михалкова «Ёлочка»
|
Рисование, иллюстрации к сказке
|
Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
|
Воспитатель дети
|
Сравниваем ёль с игрушечной ёлкой»
|
Наблюдение.
|
Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ёль растёт на участке: кроме ствола и веток иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная ёлочка маленькая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у неё нет корней, она не растёт; с ней можно играть, её можно украшать игрушками.
|
Воспитатель дети
|
«В лесу родилась ёлочка».
|
Вечер поэзии. «О ели».
|
Цель. Развивать у детей интерес к поэзии, воспитывать чуткость к художественному слову. Помогать выразительно, достаточно громко читать стихи, загадывать загадки.
|
Воспитатель дети
|
«В лесу родилась ёлочка»
|
Музыкальное занятие
|
Программное содержание: формировать певческие навыки, совершенствовать память, внимание. Воспитывать любовь к природе.
|
Воспитатель муз. руководитель дети
|
« Сколько лет нашей ели ?»
|
Наблюдение на прогулке.
|
Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
|
Воспитатель дети
|
«Ёлочка, зелёная иголочка»
|
Занятие по изобразительной деятельности.
|
Цель: учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели тёмные, молодые –светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
|
Воспитатель дети
|
Кто может обидеть нашу ель, и как мы можем ей помочь?»
|
Беседа.
|
Цель. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ее. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может навредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
|
Воспитатель дети
|
« Станем юными защитниками природы»
|
Занятие по экологии.
|
Программное содержание: учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомиться с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.
|
Воспитатель дети
|
«Ёлка нашей семьи».
|
Продуктивная деятельность
|
Изготовление ели из бросового материала.
|
Родители дети
|
«Здравствуй, здравствуй Новый год»
|
Новогодний утренник с искусственной елью.
|
Цель: вызвать у детей положительное отношение к празднику. Приучать детей принимать участие в украшении групповой комнаты.
|
Воспитатель муз. руководитель дети
|
Наблюдение 1.«Как узнать ель?»
Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.
Ели – высокие могучие деревья. Достигают 10 метров высоты. Растут очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет.
Ветви и стволы елей - смолистые, зеленовато – серого цвета. Про ель, как и про сосну, говорят: « Зимой и летом одним цветом» Хвоинки не опадают с него 5-7 лет.
Наблюдение 2. « Какие у ели иголки?»
Цель. Провести наблюдение, чтобы все дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают если дотрагиваться.
Наблюдение 3 « Сравниваем ель с игрушечной елкой».
Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки ( живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала(пластмассы); у нее нет корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками.
Наблюдение 4 « Сколько лет нашей ели ?»
Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
Наблюдение 5. «Кто может обидеть нашу ель и как мы можем ей помочь?»
Цель. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ее. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может навредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Наблюдение 6. « Всем нам нравится елочка красавица».
Цель. Учить видеть красоту дерева в разное время года ( стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрытые иголками), наслаждаться ароматом ели.
Знакомство со сказкой С.Михалкова « Елочка»
( Смотреть приложение)
-Знакомство со сказкой С.Михалкова « Елочка»
-Изготовление книги с иллюстрациями детей по сказке.
-Экспериментальная деятельность «Может ли ель жить без корней?»
- Занятие « Станем юными защитниками природы»
Изготовление плакатов о сохранении елей.
-Изготовление новогодних игрушек для украшения ели на участке.
-Украсим нашу ель к Новогоднему празднику.
-Заучивание стихотворений, песен, загадок, считалок о ели.
|