Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Старший воспитатель

«Художественная литература, как средство развития общеречевых навыков у дошкольников» (работа эксперименталь

«Художественная литература, как средство развития

общеречевых навыков у дошкольников»

                                        (работа экспериментальной площадки)

 

Развитие общеречевых навыков у детей, владение средствами выразительной речи, важное условие  социальной адаптации детей в обществе. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, игровые приставки и компьютерные игры.   Уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.  
    Сегодня всё больше дошкольников в силу разных причин  имеет  нарушения речи, задержку речевого развития. В детском саду №7 «Ладушки» в результате медицинских, психологических и  педагогических исследований отмечался низкий уровень речевого развития  у детей.  
  Развитие речи – один из важнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста. Все психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) у ребенка развиваются с прямым участием речи.  Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.       
  Не достаточное внимание родителей к общему и в частности речевому развитию и воспитанию детей, ведёт к тому, что у детей не развиты навыки речевого общения.    
    Для решения данной проблемы  в условиях нашего детского сада педагоги и специалисты направили свои профессиональные знания, умения и навыки на поиски наиболее эффективных технологий, методов и приёмов для развития речи детей. 
    На базе детского сада  действует районная экспериментальная площадка: «Художественная литература, как средство развития общеречевых навыков у дошкольников». Направление экспериментальной деятельности было выбрано не случайно. Воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель в своей работе отмечали, что художественная литература, театрализованная деятельность,  эффективно используется для развития разных сторон речи: звуковой культуры,  грамматического строя речи, обогащению словаря,  связной речи. А  богатое литературное слово, делает речь выразительной.
   Целью  исследовательской работы стало  формирование и развитие общих речевых навыков дошкольников.  
 Были определены следующие задачи :     
- приобщить детей к художественной  литературе;
-формировать и развивать общие речевые навыки;
- воспитывать любознательность интерес к различным жанрам художественной литературы;
-использовать знания и умения речевых навыков (выразительности, образности, ритмичности, лаконичности, мелодичности и т.д.) в театрализованной деятельности. 
Срок реализации данного проекта - октября 2012 –  сентябрь 2015г  
   Участниками эксперимента стали  дети начиная со средней группы и сейчас они посещают подготовительную группу, педагоги и родители МДОУ №7 «Ладушки».
   Было выдвинуто предположение,  что  художественная литература, используемая, как средство развития речи, способствует развитию общеречевых навыков у детей.
    Свою работу педагоги строили на основе изученной  методической, педагогической и психологической  литературы по развитию речи детей (К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.М. Бородич, А.И. Максакова, Тихеевой Е.И., Е.В.  Шульгина и Н.Н. Третьяк и других). В них отмечалось большое значение художественной литературы в развитии детей.
  В детском саду была создана творческая группа, которая стала главным инициатором исследования. Она изучала проблемы, занималась поиском их решения, обобщала результаты и достижения. Исследовательская деятельность осуществлялась по разработанному плану. 
    С целью изучения  условий, педагогической компетентности и уровня речевого развития дошкольников в течение года проводились тематические проверки по темам: «Создание развивающей речевой среды, необходимое условие развития коммуникативных навыков у детей», «Использование художественной литературы в образовательном процессе», «Создание условий для эффективной реализации задач по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». В результате проведённых проверок были изучены проблемы, выстроены перспективы их решения.
Проводилась большая совместная работа воспитателей, музыкального руководителя и учителя – логопеда по развитию речи детей в различных видах детской деятельности.
    В детском саду прошли педагогические советы по темам: «Развитие общеречевых навыков у детей дошкольного возраста», «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»; «Театрализованная деятельность и её значение в развитии коммуникативных навыков дошкольников». На них  обсуждались вопросы речевого развития  детей, изучался практический опыт использования воспитателями технологий: логоритмики, мнемотехники.  Учитель – логопед Корнева С.С.  говорила о    влиянии речи воспитателя на речевое развитие детей.  И провела для воспитатель тренинг по работе над голосом и дикцией. Педагоги детского сада на практике упражнялись в выразительном чтении художественных произведений, подборе синонимов, сравнений и т.д.  За круглым столом педагоги изучали эффективные приёмы и методы работы, раскрыть интегративный подход при использовании художественной литературы для развития речи детей на каждом возрастном этапе. Воспитатели показали знание методики, по ознакомлению с художественной литературой, участвуя в викторине  «Эрудит».
   Воспитатели посещали открытые занятия  по обучению детей рассказыванию, пересказу, заучиванию стихотворений, организованной театрализованной деятельности с детьми.     
  Воспитатели и специалисты разрабатывали конспекты и организовывали образовательную деятельность по развитию речи с использованием художественной литературы, знакомили детей с произведениями детских писателей и поэтов. Ежедневное чтение художественной литературы  воспитывает интерес и любовь к литературе. 
    Навыки речевого общения, выразительность речи дети  развивают и совершенствуют  в театрализованной деятельности. 
  Знакомство со сказкой, интересней, если организовать показ кукольного или настольного театра. Наши дети не только любят смотреть театрализованные представления и сами с удовольствием участвуют  в них.
   В праздниках и развлечениях использовались театрализованные постановки: «Сказка о непослушном огурчике» (праздник Осени), «Заюшкина избушка» (Масленица), «Муха Цокотуха» (8 марта). 
     В детском саду прошёл смотр – конкурс театрального искусства  «Театр сказки». Конкурс, включил: оценку условий для театрализованной деятельности в группах и театрализованную деятельность дошкольников совместно с воспитателями. К каждой группе театрализованные уголки пополнились различными  атрибутами, видами театра, обновились костюмы и декорации.   Итогом  конкурса стали театрализованные постановки известных сказок. Дети показали своё творчество, навыки сценического искусства,  выразительность образов и речи.
  Педагоги ставили перед собой задачу по привлечению внимания родителей к проблемам развития коммуникативных умений у детей. За круглым столом, на родительских собраниях обсуждали воспитатели  проблемы развития речи у детей.  
     В совместных развлечениях детей и родителей: «День матери», «Осенины», «Праздник новогодней ёлки» использовались инсценировки, сказочные сюжеты. 
    Традиционно в детском саду проходят «Книжкина неделя».  Воспитатели разрабатывали проекты, цель которых  воспитание у детей интереса к литературе  и  привлечение внимания родителей к этой проблеме.    В эти дни проводятся развлечения, литературные гостиные и викторины, посвящённые писателям и поэтам.     Проведение акции «Поделись книгой» вызвало интерес у детей и родителей.  Они приносили  прочитанные книги и предлагали их другим родителя для чтения дома.  
  В детском саду проходят выставки рисунков совместного  творчества детей и родителей по литературным произведениям.  
      Данные исследования показали, что проделанная работа  дала  положительные  результаты. Художественная литература способствует развитию у дошкольников общеречевых навыков.
        Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, так как обусловлена  недостаточным общением родителей с детьми.  Книга, как источник знаний и воспитатель уходит из семей.  А ведь именно произведения художественной литературы вызывают у детей живой интерес, активизируют мыслительную деятельность. Развитие речи, как отмечает Л.С. Выготский, один из показателей интеллектуального развития.                                                                                                              
    Следует пересмотреть роль книги в развитии речи детей. Педагогам и  родителям нужно объединить свои усилия и создать необходимые педагогические условия для развития речи дошкольников. Педагоги нашего дошкольного учреждения понимают всю значимость этой проблемы. Определённая работа ведётся.  Воспитатели развивают речь детей, используя разные формы, методы и приёмы. Чтение произведений художественной литературы стало неотъемлемой частью жизни детского сада.  Внедряют передовые технологии, проводят комплексные занятия; дидактические, словесные игры, пальчиковые игры. В каждой группе создано развивающее  речевое пространство, уголки художественной  литературы.    
        Работу в данном направлении необходимо продолжить. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  
     Таким образом, в детском саду созданы необходимые условия для формирования и развития общих речевых навыков у дошкольников через приобщение к художественной литературе.

 

 

Категория: Старший воспитатель | Добавил: Lana (06.03.2015)
Просмотров: 1220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]