«Художественная литература, как средство развития
общеречевых навыков у дошкольников»
(работа экспериментальной площадки)
Развитие общеречевых навыков у детей, владение средствами выразительной речи, важное условие социальной адаптации детей в обществе. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, игровые приставки и компьютерные игры. Уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
Сегодня всё больше дошкольников в силу разных причин имеет нарушения речи, задержку речевого развития. В детском саду №7 «Ладушки» в результате медицинских, психологических и педагогических исследований отмечался низкий уровень речевого развития у детей.
Развитие речи – один из важнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста. Все психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Не достаточное внимание родителей к общему и в частности речевому развитию и воспитанию детей, ведёт к тому, что у детей не развиты навыки речевого общения.
Для решения данной проблемы в условиях нашего детского сада педагоги и специалисты направили свои профессиональные знания, умения и навыки на поиски наиболее эффективных технологий, методов и приёмов для развития речи детей.
На базе детского сада действует районная экспериментальная площадка: «Художественная литература, как средство развития общеречевых навыков у дошкольников». Направление экспериментальной деятельности было выбрано не случайно. Воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель в своей работе отмечали, что художественная литература, театрализованная деятельность, эффективно используется для развития разных сторон речи: звуковой культуры, грамматического строя речи, обогащению словаря, связной речи. А богатое литературное слово, делает речь выразительной.
Целью исследовательской работы стало формирование и развитие общих речевых навыков дошкольников.
Были определены следующие задачи :
- приобщить детей к художественной литературе;
-формировать и развивать общие речевые навыки;
- воспитывать любознательность интерес к различным жанрам художественной литературы;
-использовать знания и умения речевых навыков (выразительности, образности, ритмичности, лаконичности, мелодичности и т.д.) в театрализованной деятельности.
Срок реализации данного проекта - октября 2012 – сентябрь 2015г
Участниками эксперимента стали дети начиная со средней группы и сейчас они посещают подготовительную группу, педагоги и родители МДОУ №7 «Ладушки».
Было выдвинуто предположение, что художественная литература, используемая, как средство развития речи, способствует развитию общеречевых навыков у детей.
Свою работу педагоги строили на основе изученной методической, педагогической и психологической литературы по развитию речи детей (К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.М. Бородич, А.И. Максакова, Тихеевой Е.И., Е.В. Шульгина и Н.Н. Третьяк и других). В них отмечалось большое значение художественной литературы в развитии детей.
В детском саду была создана творческая группа, которая стала главным инициатором исследования. Она изучала проблемы, занималась поиском их решения, обобщала результаты и достижения. Исследовательская деятельность осуществлялась по разработанному плану.
С целью изучения условий, педагогической компетентности и уровня речевого развития дошкольников в течение года проводились тематические проверки по темам: «Создание развивающей речевой среды, необходимое условие развития коммуникативных навыков у детей», «Использование художественной литературы в образовательном процессе», «Создание условий для эффективной реализации задач по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». В результате проведённых проверок были изучены проблемы, выстроены перспективы их решения.
Проводилась большая совместная работа воспитателей, музыкального руководителя и учителя – логопеда по развитию речи детей в различных видах детской деятельности.
В детском саду прошли педагогические советы по темам: «Развитие общеречевых навыков у детей дошкольного возраста», «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»; «Театрализованная деятельность и её значение в развитии коммуникативных навыков дошкольников». На них обсуждались вопросы речевого развития детей, изучался практический опыт использования воспитателями технологий: логоритмики, мнемотехники. Учитель – логопед Корнева С.С. говорила о влиянии речи воспитателя на речевое развитие детей. И провела для воспитатель тренинг по работе над голосом и дикцией. Педагоги детского сада на практике упражнялись в выразительном чтении художественных произведений, подборе синонимов, сравнений и т.д. За круглым столом педагоги изучали эффективные приёмы и методы работы, раскрыть интегративный подход при использовании художественной литературы для развития речи детей на каждом возрастном этапе. Воспитатели показали знание методики, по ознакомлению с художественной литературой, участвуя в викторине «Эрудит».
Воспитатели посещали открытые занятия по обучению детей рассказыванию, пересказу, заучиванию стихотворений, организованной театрализованной деятельности с детьми.
Воспитатели и специалисты разрабатывали конспекты и организовывали образовательную деятельность по развитию речи с использованием художественной литературы, знакомили детей с произведениями детских писателей и поэтов. Ежедневное чтение художественной литературы воспитывает интерес и любовь к литературе.
Навыки речевого общения, выразительность речи дети развивают и совершенствуют в театрализованной деятельности.
Знакомство со сказкой, интересней, если организовать показ кукольного или настольного театра. Наши дети не только любят смотреть театрализованные представления и сами с удовольствием участвуют в них.
В праздниках и развлечениях использовались театрализованные постановки: «Сказка о непослушном огурчике» (праздник Осени), «Заюшкина избушка» (Масленица), «Муха Цокотуха» (8 марта).
В детском саду прошёл смотр – конкурс театрального искусства «Театр сказки». Конкурс, включил: оценку условий для театрализованной деятельности в группах и театрализованную деятельность дошкольников совместно с воспитателями. К каждой группе театрализованные уголки пополнились различными атрибутами, видами театра, обновились костюмы и декорации. Итогом конкурса стали театрализованные постановки известных сказок. Дети показали своё творчество, навыки сценического искусства, выразительность образов и речи.
Педагоги ставили перед собой задачу по привлечению внимания родителей к проблемам развития коммуникативных умений у детей. За круглым столом, на родительских собраниях обсуждали воспитатели проблемы развития речи у детей.
В совместных развлечениях детей и родителей: «День матери», «Осенины», «Праздник новогодней ёлки» использовались инсценировки, сказочные сюжеты.
Традиционно в детском саду проходят «Книжкина неделя». Воспитатели разрабатывали проекты, цель которых воспитание у детей интереса к литературе и привлечение внимания родителей к этой проблеме. В эти дни проводятся развлечения, литературные гостиные и викторины, посвящённые писателям и поэтам. Проведение акции «Поделись книгой» вызвало интерес у детей и родителей. Они приносили прочитанные книги и предлагали их другим родителя для чтения дома.
В детском саду проходят выставки рисунков совместного творчества детей и родителей по литературным произведениям.
Данные исследования показали, что проделанная работа дала положительные результаты. Художественная литература способствует развитию у дошкольников общеречевых навыков.
Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, так как обусловлена недостаточным общением родителей с детьми. Книга, как источник знаний и воспитатель уходит из семей. А ведь именно произведения художественной литературы вызывают у детей живой интерес, активизируют мыслительную деятельность. Развитие речи, как отмечает Л.С. Выготский, один из показателей интеллектуального развития.
Следует пересмотреть роль книги в развитии речи детей. Педагогам и родителям нужно объединить свои усилия и создать необходимые педагогические условия для развития речи дошкольников. Педагоги нашего дошкольного учреждения понимают всю значимость этой проблемы. Определённая работа ведётся. Воспитатели развивают речь детей, используя разные формы, методы и приёмы. Чтение произведений художественной литературы стало неотъемлемой частью жизни детского сада. Внедряют передовые технологии, проводят комплексные занятия; дидактические, словесные игры, пальчиковые игры. В каждой группе создано развивающее речевое пространство, уголки художественной литературы.
Работу в данном направлении необходимо продолжить. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Таким образом, в детском саду созданы необходимые условия для формирования и развития общих речевых навыков у дошкольников через приобщение к художественной литературе.
|