Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении по реализации основной общеобразовательной программы
Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения – это один из основных нормативных документов ДОУ. На его основе выстраивается педагогическая деятельность детского сада. Программа нашего ДОУ разработана на основе программы «От рождения до школы» в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 года № 655 ФГТ к структуре ООП ДО ( далее – ФГТ).
Согласно п.5 ст.14 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утвержденной и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.
Основная общеобразовательная программа ДОУ детского сада общеразвивающего вида №7 « Ладушки» определяет деятельность, конкретно нашего детского сада, в соответствии с условиями и требованиями нормативных документов.
При составлении ООП детского сада, учитывались режим работы детского сада, контингент детей, социальное окружение детского сада, контингент родителей и их запросы, условия, местонахождения. Так составляя учебный план, режим учитывались особенности передвижения детей, комплектация групп.
Для реализации основной общеобразовательной программы в детском саду созданы определённые условия:
-профессионально подготовленные кадры;
-материально – техническое обеспечение педагогического процесса;
-предметно - развивающая среда.
В детском саду работает: 8 воспитателей; старший воспитатель, специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
9 педагогов – c высшим педагогическим образованием
2- учатся в МГОСГИ.
На сегодня высшую кв. кат.имеют 3 педагога;
с 1 кв. категорией - 3 педагога
со 2 кв. категорией – 3 педагога
В коллективе работают как опытные педагоги, имеющие большой опыт работы, так и молодые воспитатели.
Сегодня трудно говорить о материальном благополучии детского сада, но для организации педагогического процесса, полноценной организации жизнедеятельности детей, реализации образовательной программы коллектив создаёт необходимые условия.
При отсутствии музыкального, физкультурного зала, дополнительных помещений с детьми проводятся музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.
В каждой групповой комнате создана динамичная предметно – развивающая среда организованная с учётом особенностей развития детей того или иного возраста. Оборудованы центры: физического развития, художественно – творческой деятельности, интеллектуального развития игровые центры, и т.д.
На территории детского сада имеется оборудованная спортивная площадка, фруктовый сад и огород. На групповых участках для прогулок имеется спортивное оборудование, постройки для игр, веранды, игрушки, пособия, всё, что необходимо для организованной и самостоятельной деятельности детей.
Приоритетным направлением деятельности детского сада является художественно – эстетическое развитие детей.
Основная общеобразовательная программа детского сада включает 2 части. Обязательная часть и вариативная, формируемая участниками педагогического процесса.
Обязательная часть Программы – это примерно 82% содержания образовательной деятельности ДОУ. Содержание вариативной части включает деятельность детского сада по реализации дополнительной программы краеведческой направленности «Моя малая Родина», как компонента детского сада №7 «Ладушки». А также дополнительное образование, которое включает реализацию программ дополнительного образования: «Художественно – эстетическое развитие детей через театрализованную деятельность» ( кружок «Дети и куклы») и «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников на народных традициях» (кружок «Светёлка»).
Содержание ООП ДО включает 4 направления:
Ø Познавательно-речевое развитие (чтение художественной литературы, познание, коммуникация).
Ø Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)
Ø Физическое развитие (физическая культура, здоровье);
Ø Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность).
Присутствуют 10 образовательных областей:
ü физическая культура;
ü здоровье;
ü безопасность;
ü социализация;
ü труд;
ü познание;
ü коммуникация;
ü чтение художественной литературы;
ü художественное творчество;
ü музыка.
Для реализации содержания образовательных областей используются интегративный подход.
Программа основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса.
Что же предусматривает такой принцип и как он реализуется в нашем детском саду?
Комплексно – тематические планы были разработаны для каждой возрастной группы с учётом особенностей развития детей, культурного и социального окружения нашего детского сад, специфики дошкольного учреждения. Комплексно – тематический принцип основан на построении образовательного процесса по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч. Задача такого планирования образовательного процесса - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Реализация комплексно-тематического принципа осуществляется во взаимосвязи с принципом интеграции, как содержания, так и организации образовательного процесса. Тематика, которая предлагается детям, значима для семьи и общества, вызывает интерес детей, даёт новые яркие впечатления, представления и понятия. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Учитывая темы, разрабатываются перспективные планы, осуществляется календарное планирование.
Проектный метод, использование которого предполагает комплексно – тематический план, наши педагоги изучали и внедряли в работу ранее. Поэтому при переходе на ООП у воспитателей не вызвало затруднений использование проектного метода. Как пример можно привести ряд проектов разработанных, реализованных и представленных на сайте ДОУ: «Наши младшие друзья» - Бузовская Т.А., «Осень золото роняет» - Буравлёва Г.В., «Ёлочка – зелёная иголочка» - Жукова В.Д.. В сборнике «Творческий поиск» представлен опыт работы музыкального руководителя Самохваловой И.А. и воспитателя Колесниченко Н.Н.
Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.
Программа предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Основной формой работы с детьми, ведущим видом деятельности является игра. Кроме игры это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
Проводятся ли занятия, да проводятся и ФГТ к Программе их не отменяют, а лишь определяют их не как учебную деятельность, а увлекательное, занимательное дело. Организованная образовательная деятельность предполагает, прежде всего изменения в подходе, заменив учебную на партнёрскую, т.е. совместную деятельность взрослого и ребёнка.
Предоставление возможности свободного размещения, перемещения и общения детей.
При планировании воспитатели учитывают схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Реализация основной общеобразовательной программы во многом определяется профессиональными умениями педагогов. Не следует думать, что можно в один момент уйти от выработанных годами подходов к организации педагогического пространства, но в современных условиях это необходимо. |