Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Учитель - логопед

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»

 

Семинар – практикум для воспитателей

по теме:

«Роль речи воспитателя в развитии речи детей»

                                                      Учитель – логопед

Корнева С.С.

высшая кв. категория

 

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Дошкольники, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

Не умея мыслить критически, дети под­ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред­ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредствен­но связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.

Воспитатель и его речь играют одну из главных  ролей в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Речь воспитателя, при  общении с детьми, является одним из основных источников, из которого дети получают образец родного языка. Она должна быть выдержанна в определённом темпе, громкости, быть интонационно выразительной, правильно оформлена грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Только при таком образце для подражания, речь ребёнка будет развивать в норме.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связан­ное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.                                         

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы­ком на основе устной речи, через общение с окружающи­ми людьми, следует учитывать следующее:

            1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разго­ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

            2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж­няются в овладении русским языком.

             На практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общении с детьми:

- разговари­вают с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно;

- употребляют специально педагоги­ческие, непонятные детям термины;

- допускают ненужную авторитар­ность в обращении к детям.

      Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспи­тателя, передаются детям, и потом дети с трудом из­бавляются от них уже в школе.

Воспитатель должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращается, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что говорить). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Очень часто послушав себя со стороны, мы замечаем множество недочётов в собственной речи. Поэтому, чтобы  о них узнать,  полезно записывать на диктофон открытые занятия. Во время их разбора можно будет детально обратить внимание на качество речи, произвести анализ её звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико – грамматическом оформлении, слова - паразиты и т. д.) необходимо фиксировать и организовать работу по их устранению.

Воспитатели должны предъявлять к собственной речи высокие требования:

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем сле­дует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.

          2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна! К сожалению, очень часто встречаются речевые ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь пред­лог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Бежи сюда” (вместо беги) и т. д.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

     Речевой образец воспитателя, как в повседневном об­щении, так и на занятиях должен применяться при осуще­ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

В свою очередь у воспитателя должны быть свои требования к речи детей:

      1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

      2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить.

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

  В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его воспитанников. Воспитатель должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

 

 Практическая часть

1. Развитие речевого слуха. 
2. Развитие артикуляционного аппарата: 
- упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

- упражнения для развития подвижности губ, щёк;

- упражнения для развития мышц языка;

3. Работа над развитием речевого дыхания:

- развитие правильного речевого дыхания;
- развитие правильного полного вдоха;

- развитие правильного фонационного выдоха;

- развитие фиксированного  выдоха со звуком.

4. Работа над голосом. 
5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. 
6. Работа над дикцией. 

7. Работа над орфоэпией. 
8. Работа над темпом речи. 
9. Работа над интонационной выразительностью 

- упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах;

- упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков;

- упражнения в четкости и ясности произнесения звуков в словах, словосочетаниях,  во фразовой речи.

 

 

 

Литература:

  1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007 г.
  2. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 2009 г.
  3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 г.
  4. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005г.
  5. Хватцев М. Е. Логопедия. -  М., 2002 г.

 

Категория: Учитель - логопед | Добавил: Lana (19.08.2014)
Просмотров: 2343 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]