Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Учитель - логопед

Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребёнка.
Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребёнка.
 

                            Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность общеобразовательных учреждений. Роль семьи, в частности матери, почти не обсуждается. Первым на особое влияние матери на формирование психического и физического развития ребёнка обратил внимание З. Фрейд.  Исследование влияния стиля общения с матерью проводилось в 2002 –  2004 г. Данные были получены путём анкетирования, объём выработки составил 5724 пары «мать – ребёнок». Были выявлены 4 стиля общения матери и ребёнка.

Стили общения пар «мать – ребёнок»

 

стиль

условные названия

частота встречаемости

1

«Оптимальный»

47,7 %

2

«Мать молчит, ребёнок говорит»

29,7 %

3

«Оба молчат»

14,1 %

4

«Мать агрессивна»

8,5 %

 1 стиль

                  Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери вы глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «ОПТИМАЛЬНЫМ».

2 стиль

                Мать не любит, когда ребёнок, что – то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей не уместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся», «Помолчи» и другими аналогичными замечаниями. Ребёнок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать  своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «МАТЬ МОЛЧИТ, РЕБЁНОК ГОВОРИТ».

                                                                                                          3 стиль

                     Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступать в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребёнок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «ОБА МОЛЧАТ».

4 стиль

                     Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт. Это стиль назван «МАТЬ АГРЕССИВНА».

                    Исследование показало, что в благоприятных условиях находится меньше половины детей (47,7 %). Большинство (52,3 %) испытывают ту или иную степень  депривации* со стороны матери.

 (29, 7 %) старается оттолкнуть ребёнка от себя; она считает необходимым  рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребёнок не сдается: он пытается объяснить матери, что любит её и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но эта экспрессия даёт обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребёнком, поэтому пытается подавить его активность с ещё большей силой. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной.Каждая третья мать                    

 (14,1 %) добилась желаемого результата: ребёнок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с другими людьми.Каждая седьмая мать                    

 (8,5 %) проявляет агрессию к ребёнку. Этот факт в комментариях не нуждается.Каждая двенадцатая мать                     

                     Далее было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребёнка.

Развитие речи детей при разных стилях общения с матерью.

стиль

Нарушение речи, %

нет

слабое

 сильное

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит, ребёнок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

Депривация - недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей  приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам.

При ОПТИМАЛЬНОМ данном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39 % детей отмечаются слабые нарушения и у 13 % - сильные.

                 При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5 – 2 раза. При ВТОРОМ стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53 %). Увеличивается количество детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17 %).

                       Ещё более серьёзное положение складывается при ТРЕТЬЕМ стиле: число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27 %), а тяжёлые нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при первом стиле, и составляют 30 %.

                    Интересно явление обнаруживается при ЧЕТВЁРТОМ стиле общения. Здесь замечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счёт того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжёлых нарушений остаётся стабильно высоким (27 %)        

               Таким образом, можно  с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребёнка затрудняется.  Если мать молчит, а ребёнок говорит, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжёлых расстройств.  Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественный тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

                Воспитатель и логопед могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звук»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

                 Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребёнка не слушают – речь становится ненужной, и её развитие тормозится. Главным глушителем маленького ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникшую мысль, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно.

             Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то степени скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может её заменить полностью. 

Категория: Учитель - логопед | Добавил: Lana (12.12.2012)
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]