Официальный сайт

Категории раздела

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспитатели

Значение драматизации художественных произведений в развитии речи детей дошкольного возраста

 

Значение драматизации художественных произведений

 в развитии речи детей дошкольного возраста

из опыта работы

воспитатель Жукова Вера Дмитриевна

Связная речь неотделима  это отражение  связности мыслей. В связной речи отражается логическое мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок   строит свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Владение связной речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

     В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого  развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии   ребенка. Плохо говорящие  дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.

     При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

             Ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе по развитию  речи дошкольников. Одним из видов деятельности ребенка, которая позволяет в игровой форме знакомить с художественной литературой является театрализованная деятельность.

            На протяжении  пятнадцати лет в своей работе я широко использую театрализованную деятельность, как средство развития речи детей.  Мною составлена программа дополнительного образования ««Художественно – эстетическое развитие детей через театрализованную деятельность». Последние  десять лет  являюсь руководителем кружка «Дети и куклы».  Накопленный опыт позволяет  говорить об эффективности использования театрализованной  деятельности для развития речи дошкольников и ознакомления с художественной литературой.

         Одним из  условий успешной работы по данному направлению является создание предметно развивающей среды. Для развития театрализованной деятельности в группе создан  игровой центр, который оснащен  разнообразными видами театра: би-ба-бо,  театр на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок. Для игр – инсценировок, драматизаций есть разные костюмы, атрибуты, шапочки разных персонажей. Для создания сказочной обстановки изготовлены декорации деревьев, домов, лесной поляны, в соответствии с сюжетом сказок.

 

     Театрализованные  игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

           Театрализованная деятельность это игра, а игра самый доступный и интересный  вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок легче воспринимает образы,  проигрывают сюжет, прини­мает на себя роли сказочных персонажей, действует в их образе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

        Игры – драматизации развивают у детей выразительность речи движений, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества. Повышают игровую активность детей. Совершенствуется внимание, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность. В играх – драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые.

              Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образы русского литературного  языка. В   рассказах  дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми фразеологическими оборотами и образными выражениями, сравнениями. Они делают сказки образными, эмоциональными, колоритными. Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Они делают сказки образными, эмоциональными колоритными. Художественные произведения позволяют использовать разнообразные методы и  приемы. Читая детям, художественные произведения  использую разнообразные методы и приемы: беседы пересказ, игры. Одной из видов деятельности ребенка, которая позволяет в игровой форме знакомить с художественной литературой является игра драматизация.

           Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нуж­но, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр.

          Алексеева М.М., Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Струнина Е.М., Филичева Т.Б.,Яшина В.И. и др.,) одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребенок проникается «гармонией русского слова», связывает слово с действием, с образом. Поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать ее обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех  детей. Но при этом  театрализованная игра у дошкольников должна быть игрою, т., е., действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в котором  выступают «дети артисты».

        Игра – драматизация рассматривается педагогической наукой, как одно из средств, всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок  знакомится с  содержанием произведения, улавливает   последовательность событий. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомиться с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется эмоционально насыщенная диалогическая речь.

        Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

          В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса вербальной и невербальной выразительности.

 Видами  драматизации  являются:

 - игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

 - ролевые диалоги на основе текста;

 - инсценировки произведений;

 - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

 - игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

          В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

         Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т., д.)

        Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

          Читая детям, художественные произведения я использую разнообразные методы и приемы: беседы, пересказ, игру - драматизацию.  Игры- драматизации дают возможность использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно и свободно. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве  «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети активны на всех этапах подготовки и проведений игр.

            Игры  - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

           Дети могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Поэтому  в своей работе использую  разные по жанру литературные тексты и предлагаю  инсценировать их в разных видах театра. Так, один и тот же текст дети могут инсценировать с куклами-марионетками,  в театре - Би-ба-бо, в настольном,  показывают как спектакль.

          Важным условием руководства играми – драматизациями являются индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу.  Главное что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

           В играх – драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх – упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием главные. Игра дело серьезное,  но и веселое тоже.

 Постоянно ведется работа по развитию артистических способностей  у детей. Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

        Для этого использую игры и упражнения на развитие вербальных (речь) и невербальных ( движения) средств выразительности.

Вербальные средства выразительности речи:

  • интонационная ( повествовательная, восклицательная, вопросительная);
  • синтаксическая (логические ударения, паузы, тембр и мелодика, темп речи, сила голоса);
  • лексическая выразительность речи (эпитеты, сравнения, антонимы, синонимы, части речи, образные выражения);
  • совершенствование звуковой культуры речи, дикции (скороговорки, чистоговорки,  стихи).

Невербальные средства выразительности: развитие выразительности мимики, жестов, игры па пластику, театральные этюды, пантомимы.

            Работая с  детьми над инсценировками, я не преследую цель обучить их актерскому мастерству, а стремлюсь создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

           Ежедневное включение игры драматизации во все формы организации педагогического процесса: в режимных моментах (артикуляционная гимнастика, логоритмика, скороговорки, чистоговорки), в НООД ( появление персонажа или  обращение от его имени, заучивание стихотворений с использованием логоритмики, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика), в самостоятельной деятельности во второй половине дня. Благодаря  систематическому использованию игры – драматизации дети стали увереннее в себе, раскованнее, общительнее.

     Результатом совместной работы с детьми становятся постановки спектаклей по художественным произведениям, драматизации сказок. Участники кружка показывают их родителям, младшим детям.

Театрализации включаются в развлечения и праздничные утренники.

      Любая педагогическая деятельность может быть успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.  

     Поэтому   я направляю внимание на осознание необходимости повышения их роли в развитии речи детей через чтение художественной литературы и домашнего театра.  Провожу с родителями консультации, привлекаю к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов,  предлагаю принять участие в  утренниках, спектаклях в качестве участника или зрителя.    Родители с большим удовольствием откликаются на просьбы, все это сближает воспитателя с детьми и родителями.

           Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети меньше допускают грамматических ошибок,  пользуются различными типами предложений, выразительно читают  стихи. 

                Игра драматизация позволяет раскрыть не только артистические способности ребенка, но и является хорошим средством развития речи.

 

 

 

 

Литература

1.Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, В.В. Васильева М. А. основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания « От рождения до школы».- М: Мозаика – Синтез , 3-е изд. 2012г.

2.Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения  для детей  2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.

3. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд.3-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005г.

4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/  Под  ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

5. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5- 6 лет/  Под  ред. О.Ф. Горбуновой. -  М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

 

Категория: Воспитатели | Добавил: Lana (18.08.2014)
Просмотров: 4163 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]