Обучение рассказыванию и заучиванию
с использованием мнемосхем
из опыта работы
Воспитатель Королёва Вероника Сергеевна
Развитие речи является наиболее важным приобретением ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей.
Сейчас образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми подготовительной группы. Мы, сталкиваемся с тем, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворения.
Это связано с тем, что в речи детей существуют следующие проблемы:
- односложная, состоящая из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение,
- недостаточный словарный запас,
- употребление не литературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: дети затрудняются грамотно и понятно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
- построение монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- неумение обосновать свои утверждения, сделать выводы,
- неумение использовать выразительность силы и темпа голоса, плохая дикция.
Мы не говорим, что эти проблемы у всех детей, но
перечисленные проблемы встречаются у разных детей.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приёмов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого- «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно, развития речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: Воробьёва В.К. – сенсорно – графическими схемами, ТкаченкоЛ.Н. – предметно – схематическими моделями, Глухова В.П. – блоками – квадратами, Ефименко Л.Н. – схемой составления рассказа.
Использование приёма мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление воображение, зрительную. И слуховую память, внимание, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Использование мнемосхем в работе, строится по принципу от простого - к сложному. В начале с их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие стихи, рассказы.
Далее вместе с детьми мы выстраиваем мнемодорожки, а позже переходим к мнемотаблицам. Мнемодорожки и мнемотаблицы дают подсказывающую информацию, что очень помогает детям на первых порах.
Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.
Содержанием таблиц используемых в работе по развитию связной речи или заучиванию стихотворений является графическое изображение или частично – графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, т.е рисуется то, что создаёт условно – наглядную схему и понятно ребёнку.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, а для старших желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание яркими цветами.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словаря,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений
|