Взаимодействие детского сада и семьи
по проблеме развития коммуникативных навыков у детей.
(из опыта работы)
Воспитатель Колесниченко Надежда Николаевна
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Каким станет в будущем ребёнок, зависит от его воспитания. Поэтому хочется подчеркнуть основную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.
Очень часто наблюдения за ребёнком показывают наличие определённых нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, не желание считаться с мнениями желанием другого, жалобы.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативную компетенцию в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребёнка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации, умение пользоваться речью, знанием норм и правил, которые необходимо следует при общении с окружающими. Участие семьи в речевом развитии происходит с момента прихода ребёнка в детский сад.
Уже на этом этапе мы стремимся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии значима; что все усилия без их помощи будут недостаточными, а иногда и вовсе безрезультатными. Так же важным методом взаимодействия является ознакомление родителей с задачами, которые решаются в организованной образовательной деятельности по развитию речи (пересказ, обыгрывание сказок и т.д.). Участие семьи в развитии коммуникативных навыков значима. Наиболее эффективны и интересны такие формы работы с родителями как КВНы, семинары – практикумы, тематические гостиные, конкурсы, совместные мероприятия с детьми.
Анкетирование родителей помогает определить трудности и успехи по различным вопросам воспитания. Отвечая на вопросы, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Анкетирование позволяет найти индивидуальный подход в родителям, определить для себя, какая помощь родителям нужна.
Используя метод бесед (индивидуальных и групповых) определяем тему наиболее актуальную на данное время. Например, такие беседы: «Как научить ребёнка составлять рассказ», Как научить любить книгу».
Оформляем папку передвижку с практическими советами и рекомендациями, например «Как превратить чтение в удовольствие», «День книги». Важно, чтобы, родители знали, на каком этапе реализуется образовательная программа, какие программные задачи решаются в разных видах детской деятельности. Учитывая, большую загруженность родителей, накопленную к концу дня усталость, советую «играть на кухне». Предлагаю игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук (помогите маме перебрать горох, рис). Рекомендую игры обогащающие словарь ребёнка. Дети охотно будут подбирать к названному слову прилагательные, наречия, существительные противоположного значения, антонимы. Для расширения словаря и классификации предметов, можно предложить ребёнку назвать, например, какие предметы могут быть: мягкими, круглыми, сладкими, кислыми. В игре «Угощаю» вспоминают вкусные слова и угощают друг друга. С целью развития грамматического строя речи использовать игру «Приготовим сок». На обогащение словаря детей «Доскажи словечко». Хорошее упражнение для развития речи это рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы.
В своей работе широко использую выставки, на которых демонстрируются поделки (рисунки), которые сделаны детьми и их родителями по любимым сказкам или посвящённые писателям (Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин и т.д.).
Родительское собрание одна их наиболее распространённых и традиционных форм работы с родителями. В группе прошли собрания посвящённые таким темам, как «Актуальные вопросы развития речи дошкольников», «Художественная литература, как средство развития речи детей». На этих собраниях родители узнали об особенностях развития речи детей, проблемах. Они научились заучивать с детьми стихи. В результате узнали много нового, многие определили, необходимо чаще читать детям на ночь.
Широко использую в работе праздники и развлечения, где совместные мероприятия благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка на их речь.
Постепенно родители убеждаются, что их участие активное в жизни детского сада важно, т.к. это важно для их собственных детей. В основном в нашей группе родители уже имеют старших детей и знакомы с жизнью детского сада и поэтому стараются принимать активное участие в жизни группы, в её оснащении игрушками и пособиями. Всё это влечёт за собой благотворное развитие коммуникативных навыков общения и прослеживается взаимосвязь «воспитатель – ребёнок – семья».
Литература
1.Андриеш В.А., Бубнова С.Ю., Зайцева И.Т.. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи:- Санкт- Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС.2010г.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010г.
|